ГНК отреагировал на критику коэффициента налогового разрыва

preview

Коэффициент налогового разрыва, различные нестыковки в электронных сервисах ГНК и отсутствие исчерпывающих инструкций вызвали массу непонимания и возмущения у бухгалтеров. В ответ налоговое ведомство опубликовало подробное разъяснение по возникавшим у налогоплательщиков вопросам.

Текст действительно интересный и полезный для понимания ситуации. Публикуем его, как есть, – без купюр:


– «С декабря 2021 года вступили в силу обновленные правила постановки на специальный налоговый учет плательщиков НДС, а также в электронных счетах-фактурах начал отображаться новый информативный показатель налогового разрыва – Tax gap. В последние дни в социальных сетях появились ряд публикаций, интервью и комментарии с указанием на непоследовательность действий в цифровизации налогового администрирования и предоставляющих обществу толкование утвержденных механизмов исходя из личных предположений.

В связи с этим Государственный налоговый комитет разъясняет следующее.

1) Внедренный риск-ориентированный подход постановки на учет плательщиков НДС не является отягчающим фактором для деятельности субъектов предпринимательства. Система создает возможность через обеспечение соответствия указанным критериям заявить налоговым органам об отсутствии намерений в осуществлении разрыва цепочки НДС.

Регистрация плательщиков НДС осуществляется автоматически (кроме изучения адреса местонахождения). После внедрения системы не прослеживается тенденция к снижению количества новых заявок на получение Свидетельства НДС. Так, за январь т.г. 1,6 тыс. предпринимателей впервые получили Свидетельства НДС (в среднем за 2021 г. – 1,5–1,7 тыс.).

Одновременно с момента внедрения системы 89,6 тыс. субъектов, самостоятельно улучшив индикаторы налоговой дисциплины, улучшили присвоенные им показатели риска. Также суммы зачета по НДС за декабрь месяц 2021 г. составили рекордные 11,4 трлн сум., что на 40% больше принятых к зачету сумм в предыдущих месяцах.

2) Предварительно у 35,2 тыс. плательщиков НДС, имеющих налоговые риски (24% от общего количества), Свидетельства НДС были приостановлены, но после проведения адресной работы у 22,2 тыс. из них были устранены причины высоких рисков.

В результате на сегодняшний день осталось 13 тыс. субъектов с наличием критериев риска (9%).

При этом 32% из них (4,2 тыс.) еще до приостановления Свидетельства НДС уже не осуществляли свою финансово-хозяйственную деятельность и не проводили операции по счетам в банках (находились в «спящем режиме» согласно действующему порядку)

Целью приостановления действия Свидетельства НДС является информирование налогоплательщиков и его контрагентов о необходимости своевременного устранения допущенных недочетов, обеспечения соответствия деятельности установленным критериям для добросовестных налогоплательщиков (устранение недоимки, недостоверные учетные данные в базе налоговых органов, несданная вовремя отчетность и др.).

Приведенные цифры полностью совпадают с заключением международных организаций о масштабах теневой экономики в республике в размере более 50%, полученных на основании проведенного обследования бизнеса.

Именно от таких компаний и наблюдается поток недовольства от реализованных мероприятий, так как добропорядочные субъекты предпринимательства без особых усилий смогли оперативно исправить свои риски.

Эксперты МВФ и Всемирного банка отмечают, что в странах с развитой системой информационных технологий в налоговом администрировании, уровень теневой экономики ниже по сравнению со странами, которые не совершенствуют свои информационные системы.

3) Используемый коэффициент налогового разрыва в цепочке НДС определяется на основе математического алгоритма сопоставления сумм начисленного и фактически уплаченного НДС.

С 1 февраля 2022 года информация о нем доступна в персональном кабинете налогоплательщика, а из сумм расчета «выпавших» налоговых поступлений исключены обороты по нулевой ставке и льготы по НДС.

В целях облегчения получения доступа к информации о контрагентах налогоплательщика с целью возможности осуществления им мероприятий по должной осмотрительности, устранения излишних действий по поиску информации на различных платформах налоговых органов, показатель налогового риска размещен в бланке счета-фактуры.

На основании показателя налогового разрыва, с момента внедрения его раскрытия, не произошло ни одной операции по снятию задолженности с налогоплательщика за его контрагента.

4) В целом налоговый разрыв – это не новое понятие, с которым работают налоговые органы. Ранее поиск и устранение налоговых разрывов осуществлялся налоговыми органами в ручном режиме.

Фирмы-однодневки в целях избежания налогового контроля используют сложные схемы, увеличивая количество «фирм-транзитеров». Оформляя фиктивные документы, они предоставляют возможность своим контрагентам получить необоснованную налоговую выгоду.

С расширением круга плательщиков НДС (с 7 тыс. в 2018 году до 160 тыс. на сегодняшний день), усложнения схем ухода от налогообложения и роста скорости осуществления сделок, в том числе «бестоварных», администрирование данного налога требует использования автоматизированных математических алгоритмов и систем анализа.

Механизм цепочки НДС изначально предусматривает, что предприниматели выступают в качестве операторов, выполняющих посредническую роль по дальнейшему перекладыванию фактического бремени уплаты НДС на конечного покупателя.

Однако отдельные предприятия, используя различные методы ухода от налогообложения, строят на разрывах этой цепочки свои бизнес-модели, обогащаясь за счет средств, принадлежащих государственному бюджету.

5) Озвученное мнение по поводу значительного усложнения налоговой отчетности и времени на ее заполнение абсолютно не соответствует действующим реалиям. Еще год назад автоматизация отчета по НДС составляла всего 58%, а по налогу с оборота – 47%. Ранее необходимо было в ручном режиме заполнять некоторые формы отчетности. На сегодняшний день отчетность по НДС автоматизирована на 79%, а по налогу с оборота – на 80% и формируется буквально в «три клика», бухгалтеру необходимо лишь сверить ее с фактически осуществленными операциями.

6) Для удобства мелкой розничной сети по отражению ИКПУ в кассовых чеках внедрена возможность использования 2D-сканеров, а расходы на их приобретение покрываются за счет вычета из налогов. При этом полным ходом идет работа по увязке штрихкодов с ИКПУ.

Одной из основных задач Государственного налогового комитета на современном этапе развития является обеспечение равных условий ведения бизнеса для всех субъектов предпринимательства.

Государственный налоговой комитет готов продолжить конструктивный диалог с представителями профессионального сообщества».

См. источник.