Что делать, пока нормы компенсаций за использование личного авто на службе не установлены

preview

С 1 июля 2021 года утратило силу ПКМ №154, предусматривающее порядок выплаты компенсаций за использование личного автомобиля в служебных целях . Нового документа еще нет. Как выплачивать и облагать налогами компенсационные выплаты, пока он не будет принят, непонятно.

По просьбе buxgalter.uz своим мнением по этому вопросу поделились налоговые консультанты.

Какие налоги платить, если предприятие обеспечивает обедами, мы подробно рассказали в отдельной статье на сайте

«До принятия нового НПА такие выплаты считаются сверхнормативными» 

Татьяна БЕЛОУСОВА, налоговый консультант, эксперт «Нормы»:

– «Компенсационные выплаты за использование личных автомобилей для служебных поездок были определены специальным Порядком.  Он распространялся на все организации независимо от форм собственности, чья производственная деятельность требует систематических служебных поездок. Сумма компенсации рассчитывалась в зависимости от количества лошадиных сил двигателя автомобиля и была установлена в размерах, кратных БРВ.

Компенсации в пределах норм не считались доходом работника. Если такие расходы предприятия были экономически оправданы, они вычитались при расчете налога на прибыль.

Если же предприятие завышало нормы компенсации, то  сумма превышения:

- не  вычиталась при определении налоговой базы по налогу на прибыль ;

-  облагалась НДФЛ и социальным налогом.

С принятием ПКМ №258 от 29.04.2021 г. ПКМ №154  утратило силу, а вместе с ним и Порядок выплаты компенсации за использование личных автомобилей для служебных поездок. Получается, что на данный момент ситуация законодательно не урегулирована.  Что из этого следует?

В случаях, если это экономически целесообразно, рекомендуем прекратить выплачивать компенсацию. При этом можно  заключить с работниками договоры аренды автомобилей на период, пока не выйдет новый НПА, устанавливающий нормы компенсации.

До принятия такого НПА все компенсационные выплаты считаются сверхнормативными. Их следует облагать НДФЛ  и соцналогом  в полной сумме. Они будут невычитаемым расходом при расчете налога на прибыль .

Напоминаем

Договор аренды автомототранспортных средств должен быть :

  • нотариально удостоверен;
  • в течение 10 дней с момента нотариального удостоверения – представлен для постановки на учет в органы УБДД.

Арендная плата, определенная условиями договора, является имущественным доходом работника , который облагается НДФЛ, но не входит в объект налогообложения соцналогом.

Расход предприятия по аренде автомобиля, если он экономически оправдан, вычитается при расчете налога на прибыль.

При исчислении НДФЛ от арендной платы учитывайте минимальные ставки, установленные ЗРУ №657  от 25.12.2021 г. Так, ежемесячная минимальная ставка арендной платы за легковой автомобиль в 2021 году составляет 575 000 сум. Данная сумма не ограничивает величину арендной платы, а используется только в целях налогообложения доходов физлиц от сдачи имущества в аренду».

Брать или не брать в зачет НДС по автомобилю, ситуацию разъснил эксперт в новой публикации

«Право и нормы на компенсацию за личный автомобиль устанавливает Трудовой кодекс»

Ирода АББОСХОНОВА, налоговый консультант, директор ОНК «Tax Consensus»:

 – Ситуация, когда   старые нормы компенсационных выплат, установленные ПКМ отменены, а новых пока нет, породила два вопроса:

- можно ли  продолжать делать выплаты или нет?

- нужно ли их облагать НДФЛ и соцналогом?

Считаю, что ответ на первый  –  положительный, на второй – отрицательный.  Трудовой кодекс содержит норму, что при использовании работником своего имущества в интересах работодателя последний вправе возмещать амортизацию транспортных средств и расходы на их эксплуатацию, а также амортизацию инструмента, других технических средств либо иного имущества . Размеры и порядок возмещения этих расходов определяются коллективным договором, а если он не заключен, – по соглашению между работником и работодателем.

Обратите внимание,  в ТК отсутствует отсылка на принятие ПКМ и установление таких норм для всех хозсубъектов.  Следовательно,  право на получение компенсации работником предоставлено ТК, а размер должен быть оговорен в коллективном договоре или по соглашению между работником и работодателем – это и есть норма, установленная законодательством.

Таким образом, предприятия и организации, за исключением госорганов, вправе продолжать выплачивать «компенсацию за личное авто», с одной поправкой – размер должен быть оговорен в коллективном договоре или по соглашению между работником и работодателем.

Теперь о том, почему, по моему мнению, компенсационные выплаты облагать НДФЛ и соцналогом не надо. НК не рассматривает в качестве доходов физлица расходы налоговых агентов в пользу работника за использование личного автомобиля для служебных поездок (кроме командировок) в пределах норм, предусмотренных законодательством . Считаю, что ст. 173 ТК и есть та норма, о которой говорит НК. Поэтому, если конкретные размеры выплат установлены в коллективном договоре или трудовом соглашении, облагать налогами их не надо.

Аналогично и с вопросом о возможности вычета этих выплат при расчете налога на прибыль. Сможете обосновать, что они экономически оправданы – вычитайте .    

Скорее всего, с такой позицией не согласятся налоговые  органы, поскольку возможны злоупотребления. Чтобы их минимизировать, следует установить конкретные размеры выплат  хотя бы для субъектов госсобственности.  Это позволит пользоваться ими и частному бизнесу  в целях уменьшения налоговых споров.

 

«Многие не заметили, что порядка нет, и продолжают все считать на прежних условиях»

Гульнора ЭРГАШЕВА, налоговый консультант:

 – «Из источника в Минфине известно, что в настоящее время уже разрабатывается новый документ, который определит порядок компенсационных выплат за использование личных автомобилей для служебных поездок. Он должен быть принят в ближайшее время.

В целом, я согласна с коллегами, что можно выйти из положения путем оформления договора аренды автомобиля или воспользоваться нормами Трудового кодекса и коллективных договоров.

Но вместе с тем я считаю, что самым сложным для работодателей будет именно июль, потому что многие обратили внимание на отсутствие норм не сразу, а некоторые и вовсе осознают это, когда будут сдавать расчеты по налогам.

Дело в том, что договор аренды автомобиля задним числом не заключишь. Если в коллективном договоре нет соответствующих норм, внести в него изменения и дополнения – тоже вопрос не одного дня. Тем более, что месяц уже практически прошел.

Чтобы не разочаровать работника, у работодателя остается два пути, пусть и не совсем правильных:

1)  задним числом заключить допсоглашение к трудовому договору;

2)  выплатить премиальные, соизмеримые с размером компенсационных выплат.

При этом ни один из перечисленных способов не дает тех прав, которые были при утратившем силу Порядке. С позиции налогообложения эти права были справедливыми, поскольку позволяли не платить налоги с компенсационных выплат за использование транспорта для нужд предприятия.

Без этого положения, как ни крути, эти суммы в любом случае подпадают под налогообложение.

Я считаю, что в рамках поддержки предпринимателей целесообразно:

  1. Как можно скорее утвердить новый документ, определяющий порядок выплаты компенсаций за использование личного автотранспорта сотрудников для нужд организации. Желательно, чтобы он появился в течение ближайшей недели. Ясность в этом вопросе позволила бы сдать расчеты по налогам без последующих пересдач.
  2. Предусмотреть порядок, в соответствии с которым эти нормы можно будет применить на весь период начиная с 1 июля 2021 года, т.е. ­– с момента утраты силы предыдущего порядка».

 

Беседовал Олег ГАЕВОЙ